пятница, 18 мая 2007 г.

о майском велопоходе 2007г. по заповедному Ю-З Крыму.

на карте красным и синим цветами отмечен планируемый маршрут, голубым цветом -фактический.
Наездив по Крыму более 3000 км, сталкиваешься с проблемой поиска следующего подходящего маршрута. Который был бы и впервые и интересен. Поломав голову, решил в мае этого 2007г проехать по "белому пятну" Ю-З Крыма - по заповеднику.
Прочитал описания, путеводители, отчёты, "страшилки" на интернет-форумах, скачал карты, составил маршрут (http://photofile.ru/users/rostovdon-joker/95105203/98205474/full_image/), прикинул график движения.
Попытался через e-mail (http://kss.crimea.ua/reg.htm) зарегистрировать группу в КСС Крыма. Но мне ответили, что заповедник - президентское охотхозяйство и меня зарегистрируют лишь при получении разрешения от администрации этого заповедника.
Что ж, звоню в Алушту. Там в таком разрешении отказывают. Тогда и с КСС не буду связываться. Раньше не связывался и не фиг начинать! Значит поедем "дикарями".
Я разместил на разных сайтах объявления о походе с предложением присоединиться (текст объявления - здесь же на блоге) Направил прямые приглашения нескольким лично знакомым мне велотуристам. Так сформировалась группа из 7 человек: Шишков Василий и Шмелёва Екатерина из Москвы, знакомые мне по белорусскому и лагонакскому походам, Андрей Посупонько и Маша Гончарова из Ростова-на-Дону, известные мне по крымским и карельскому походам, Польшина Надежда -моя подруга и участница крымских и лагонакского походов, Саша Черных из Свердловска, новичок, откликнувшийся на объявление.
Забегая вперед, отмечу, что моё решение взять в столь сложный поход новичка было ошибкой. Саша оказался слаб физически и психологически. Пришлось его разгружать - он вез только свой хабар, 0,8 кг газа и с килограмм общественной еды. Но всё равно всегда плёлся позади всех. На спусках трусил. Жаловался, что его нагружают, завистливо язвил над участницей, что у неё легкий рюкзак. Да и личностью оказался блёклой, скучной. И когда в походе группа разделилась, я был рад избавиться от этого балласта.
Итак, карты распечатаны, группа сформирована, билеты куплены и 28 апреля 2007 г. в 22:35 поездом № 26 Кисловодск-Киев выезжаем в Крым.
29 апреля в 17:30 ( здесь и далее время московское) поездом № 397 (?!) прибываем в Симферополь. Собираем велики, закупаем продукты, вино и выезжаем на юг к с.Партизанское за которым нас ждут двое москвичей, приехавших утром.
Последние 10 км едем в полном составе, объезжая и подныривая под шлагбаумы. Не доехав 5 км до кордона Сосновый, встаем на ночёвку на берегу р.Альма. Ужинаем, варим глинтвейн. За день - 28 км.
30 апреля я поднял группу в 7:00, несмотря на протесты Андрея, который предлагал выспаться и позавтракать. Но моя логика диктовала иное: надо просочиться сквозь кордоны до пробуждения лесников. Мы "заложились" на оплату штрафа, но ведь нас могли и вернуть обратно! А это уже в планы не входило.
В 8:40, собравшись и попив чаю с бутербродами, группа быстро поехала к кордону Сосновый. Андрея и Машу пришлось оставить на месте ночевки - они решили завтракать и ждать их мы не стали.
Подъехав к кордону, обошли запертые ворота справа за деревьями и углубились в заповедник. Ехали в среднем темпе 15-20 км\час. При подъезде к домикам или кордонам сжимались в компактную группу и делали рывок. Задача была поставлена: пролететь так, чтобы собака успела залаять, а хозяин не успел повернуть голову. Некоторое время после еще ехали на скорости, уходя в отрыв. Дальше - опять в среднем темпе. Быстрее не получалось - у Саши всё время заваливался на бок баул, цепляло крыло.
По всей дороге видны следы недавнего бурелома - лежат вырванные с корнем и сломанные буки в обхват и более толщиной. Переходим Альму через брод, достаточно мелкий, чтобы не снимать баулы с багажников. Некоторое время вели велы лесом, чтобы не переходить два брода, через которые шла основная дорога.
Так и проехали весь заповедник сквозь кордоны Асперт и Веёслый. На выезде из заповедника, я сделал попытку купить рыбы в форелевом хозяйстве. На это мне ответили, что мы вконец оборзели и быстро валили отсюда, пока целы и не оштрафованы. Так мы и сделали.
Дождь, до этого робко накрапывавший, усилился. Времени было часов 11. И за воротами президентского заповедника на берегу реки мы растянули два тента, поставили на газ вариться воду, стали готовиться есть.
Тут к нам подошел интеллигентного вида мужчина и с обидой и возмущением стал выговаривать нам, что такой наглости он не потерпит, что нас следует оштрафовать и чтобы мы, поев (!), убирались откуда приехали. Я сказал, что мы едем из Ялты и, раз так, готовы вернуться через перевалы. Пока мы ели, подъехал мини-вэн с людьми в камуфляже и со следами взбучки на лицах. Один из них выписал квитанцию о штрафе по 17 хохлобаксов (85р) с каждого и объяснил, что нам еще повезло -это новый зам. начальника заповедника. А так нас бы следовало оштрафовать по 51 гривне. Заплатив 85 гр., доев и собравшись, мы поехали осматривать Козьмодемьянский монастырь. Посмотрели -ничего интересного, кроме мощной стены с контрфорсами и площадки перед ней с источником. Внутри - всё убогонько.
Дальше поехали на Чучельский перевал. Дождь шел с перерывами весь день. Нас трижды останавливали лесники, вертели в руках нашу квитанцию о штрафе и настойчиво убеждали вернуться. Или, хотя бы, не заезжать дальше Чучельского перевала, поскольку там снега "по горло" и прочие ужасы. Мы, конечно, обещали так и сделать и ехали дальше. Дорога поднималась всё выше. стали появляться островки снега, которые становились всё многочисленнее и обширнее. Туман сгущался, дождь усиливался. Холодало. На перевале встретили Андрея и Машу - они проехали по заповеднику короткой прямой дорогой, где их тоже оштрафовали. Перекусываем под тентами, пьём чай, вино и двигаемся дальше. Начали попадаться снежные перемёты, через которые велы приходится толкать.
Последние лесники, получив с нас 70 гр., рассказывают как не проскочить поворот на гурзуфское седло и спуск к морю.
Наш путь становится всё хуже -иногда проваливаемся в мокрый снег по колено. Дороги почти не видно. Толкаем велы метров 700 по сплошному снегу до самого седла. Становится очевидно, что дальше по яйле действительно так и будет снег.
К этому времени мой в\ компьютер вышел из строя и километраж этого дня мне не известен.
Переваливаем Гурзуфское седло и начинаем спускаться уже верхом. Встречаются ещё перемёты через которые велосипеды приходится перетаскивать, но они быстро заканчиваются.
Группа промокла и замёрзла - все обуты в кроссовки и велотуфли и в них хлюпает ледяная вода, дождь и конденсат пропитали одежду, температура воздуха не более +10 градусов.
Дорога вниз - красивый грунтовый серпантин, но дождь, холод и надвигающиеся сумерки не дают насладиться спуском.
Новичок опять тащится сзади, Маша падает и получает болезненные ушибы. Всё это сильно замедляет спуск. Делимся на две части: Катя, Надя, Вася и я быстро съезжаем в Гурзуф и начинаем поиск квартир на ночь. Остальные продолжают свой неторопливый спуск в ночи.
Размещаемся в 2х квартирах. На следующий день объявляю днёвку.
1 мая просыпаемся с 8 до 11 часов, стираемся, сушимся, меняем лопнувшие спицы, стёршиеся тормозные колодки и т.д. Четверо участников чувствуют себя плохо: две девушки простыли, третья охает, держась за ребра, новичок молча лежит ничком в изнеможении. Лекарства потребляются в оптовых количествах. Глинтвейн и марочные вина, впрочем, тоже. Устраивается праздничный обед, прогулка по Гурзуфу и обильный ужин.
2 мая в 8:30 выезжаем на Мисхор. Пасмурно, моросит. По дороге осматриваем дворец Александра III,

ялтинскую набережную, Ливадийский дворец, Ласточкино гнездо,

едем по Солнечной тропе. Останавливаемся на ночёвку в 200-х метрах от станции фуникулёра в "зелёнке". Глинтвейн, вино, ужин. За день - 37 км. 3 мая встаём в 7:00 и к 8:50 подъезжаем к "канатке". Мы первые. Через 15 минут уже образовывается очередь - человек 30. Заплатив по 30 хохлобаксов за человека с велосипедом, поднимаемся на Ай-Петри. Солнечно. но не жарко.
Едем в котловину Беш-Текне к карстовому полю по грунтам, лесам. На Ай-Петринской яйле кое-где встречаются пятна снега.
Беш-Текне не впечатлило. Как сказала Катя: "всё , что написано в путеводителе, дели на 10".



Обратно едем по другой грунтовке, пересекаем асфальтированное шоссе Т-0117 (Ялта-Соколиное) и движемся на С-В вдоль "длинных стен" (остатков древних оборонительных рубежей, г.Рока, г.Эндек. Часто приходится толкать велы, так как дорога сильно изуродована после прокладки под ней газопровода. Вывернутые валуны, вперемешку с ещё мягким грунтом, делают дорогу мало проходимой и, уж точно, не проезжей. Поэтому движемся по полям-обочинам и, иногда, пешком.
С высоты 1358 начинаем спуск к п.Многоречье по грунтовой дороге с востока от г.Ольмесхыр. Дорога сильно разбита тяжёлой техникой, местами в непролазное месиво.
Но почти всё время мы вниз едем. Некоторые участники падают, но и те, кто не упал, выглядят не лучше. Всё заляпано грязью, даже лица - в горошек. О цвете великов с первого взгляда и не скажешь. На спуске у меня завоняли тормоза. Останавливаюсь и лью на оба диска и калиперы последние пол-литра воды из велофляги. Вода шипит и мгновенно првращается в пар. Но этот 8-ми километровый спуск уже закончился и на окраине п.Многоречье на уютной поляне ставим палатки уже в сумерках. За день -41 км.
Ужинаем, потребляем "Токай" и " Портвейн".
Надо отметить, что вина пились не только на ужин, но и так, среди дня, на маршруте, но умеренно.
Утром 4 мая встаем в 7.00, не торопясь завтракаем, собираемся и часов в 9.00 выезжаем по дороге Многоречье-Счастливое. Затем поворачиваем вправо и едем по грунтовой дороге вдоль западного берега Счастливинского и Загорского водохранилища на С – СВ.
Нас пропускают под шлагбаум, но предупреждают, чтобы не приближались к водохранилищу. Мы и не съезжаем с дороги. Перед самим Загорским водохранилищем группа устроила купание в речушке под мостиком.
Я с остальными поехал дальше и в Синапном устроил обед и отдых. Подъехали «купальщики» и наскоро перекусив, мы выехали в Верхоречье. Оттуда по туристской тропе доехали ( и немного дошли) вверх до п.Научный. В 1км за поселком устроили бивак в сливовом саду. За день-33км. За водой и для купания приходится возвращаться к футбольному полю перед Научным.
5 мая объявляю дневкой. В Научный отправлены два человека, которые привозят продукты. Устраиваем праздник живота: курица гриль, суп « да с потрошком», шашлык из маринованных в кефире и луке куриных грудок, вино.

6 мая от группы отделяются трое: Андрей, Маша, Саша. Они выдохлись и хотят к морю. Мы же вчетвером: я, Надя, Катя, Вася выезжаем в 9.00 по намеченному ранее маршруту, по грунтовке на восток.
На одном из поворотов сворачиваем на тропу в верховья Бешуйской балки. Движемся по слабо выраженным тропам, а потом и по бездорожью, по 15-20 градусным склонам, заваленным буреломом.

В тальвегах утопаем по колено в сухой листве, вытаскиваем ноги из грязной жижи вдоль ручьев. Иногда передвигаемся в два такта : сначала относится рюкзак, потом закатывается ( спускается ) вел. Двигаемся по кабаньим тропам, мимо их « лёжек».
Через некоторое время « ориентиры кончились». За спиной остался безымянный перевальчик с крутым восточным сыпучим склоном ( с которого мы почти съехали на задах ).
Оказались в какой-то замкнутой долине. Поблуждав по ней вволю, плотно пообедав, заглянцевали « Кокуром» и по-трезвому подумали, «покурили карту». Сходили вдвоем с Васей в разведку налегке.
Прихожу к выводу, что мы сбились с дороги. День заканчивался. Я принимаю решение идти по компасу на восток через понижение в хребте. Что и делаем. Затолкали велы на перевальчик, где нашли давно не использовавшуюся тропу, которая шла на В-С-В. Постепенно тропа стала превращаться в подобие лесной дороги, правда заваленной буреломом.
К 20.30 мы спустились к дороге на 1км севернее т/c Зеленый Гай, вспугнув несколько кабанов и оленя ( косулю? ). Пристегнули снова велобаулы и на скорости, через 2 брода рванули на север.
Через 5км, уже ночью, подъехали к кордону Сосновый.
Запертые ворота обходить уже не стали – перелезли через них и перебросили баулы и велы.
Через 5км езды, в свете налобных фонарей, мы приехали на то место, где ночевали перед вторжением в заповедник с 29-30 апреля.
Сколько проехали в этот день? Не знаю. Ветви постоянно разворачивали датчик на спице, да и половину маршрута мы шли пешком.
Поставили палатки, наскоро поели и запив «Мускатом» отключились под «гуденье мышц».
7 мая очнулись часов в 9-10. Неспешно поев, сложившись и вытащив друг из друга клещей, выехали на Партизанское, Кизиловку.
Хотели проехать к Чуфут-Кале с востока, по грунтам. Но увы, сил уже не было, кое-где велы толкали вверх даже там, где еще 2 дня назад спокойно бы ехали. Развернулись и выехали из Кизиловки на основную трассу Симфи-Севастополь. И через 20 км были уже под Чуфут-Кале в Бахчисарае. Этот день выдался по-августовски жарким и душным. Проехали за день 42км.
Ночью шел дождь.
8 мая – Катя и Вася отправились осматривать Чуфут-Кале налегке. А мы с Надей подождали их на месте ночевки, поскольку уже бывали в крепости ранее.
После сели в электричку и вернулись в Симфи, бросили баулы в камере хранения и поехали кататься в городе. В 1.30 выехали в Ростов.

***
Анализируя поход, хочу заметить что маршрут пройден почти по намеченному пути, график движения в целом соблюдён.
Удовольствие от похода мы получили. По крайней мере Катя, Надя, Вася благодарили.
Но хочу заметить и ряд проявившихся ошибок:
1. Принятие в группу новичка «без обкатки», поверив на слово о его хорошей физ. форме и походном опыте.
2. Неподготовленность некоторых участников к такому маршруту физически и психологически.
3. Неподготовленность велосипедов и багажников у этих же участников, что ,вместе с естественными в пути поломками, приводило к потере скорости и времени всей группы.
4. Неумение и нежелание работать на группу некоторых участников, их слабая активность на биваке.
5. Неправильность комплектации вещей, перевозка сырых овощей, фруктов. Что привело к утяжелению баулов.
6. Закрепление баулов на багажниках с помощью штатных ремней, а не резинок с крючками от эспандера . Это занимало 10-15 мин и делало невозможным частый съём-одевание баула на маршруте. Этим людям приходилось больше времени , чем надо, нести баулы на спине.