Велопоход в Крым
Идея поездки в Крым на велосипедах запала в душу год назад, после рассказов Лады и Андрея о состоявшемся в мае 2001 г. путешествии. Просмотр их фотографий усугубил это впечатление. Как выяснилось позже, я был не единственной «жертвой» крымских рассказов. Но летние "покатушки" по области сдвинули эти мечты на второй план.
С приходом осени начались вялые разговоры "за Крым" в узком кругу ограниченных людей. Но в новогоднюю ночь эта тема обсуждалась достаточно долго и стало ясно, что, кроме сроков и места поездки, представление о велопоходе у всех различное и, часто, противоположное. Но "отмашка " была дана. В первом квартале 2002 года я и Андрей Кравченко (к глубочайшему сожалению не сумевший поехать) добывали информацию о Крыме, где только могли: интернет, путеводители, рассказы, "скачивались" карты и описания.
В марте и начале апреля в состоялись два орг. собрания. Результатом их стал маршрут и временная раскладка. Забегая вперед, следует заметить, что эти планы оказались излишне оптимистичными из-за отсутствия дисциплины. Правда, поздние подъемы, неторопливые сборы, прогулки по местности, "пляжничание" окупали это.
Состав участников выяснился в последний день.
Итак, знакомьтесь:
Андрей Посупонько (в узком кругу Посуп). Веломеханик, велотурист со стажем. В том числе несколько поездок по Крыму. Знаток «где тут поворот», что там постукивает в каретке, принципиальный борец с пьянством, дисциплиной и сепараторами подшипников каретки. . В послужном списке: велоспорт, альпинизм. Несомненный авторитет. Велосипед – горный «самиздат», собранный из каких-то уникальных запчастей. Транспортировка снаряжения – в велоштанах внушительных размеров.
Лада Захарова – боевая подруга Посупа, завсегдатай местных покатушек, с опытом горных походов. Призер нескольких соревнований по горному велосипеду. Дизайнер по профессии и по жизни, восторженный ценитель прекрасного, этакий «фэн-шуй» на колесах. Любитель вырваться вперед, причем не важно в каком направлении. Когда-то занималась греблей. Велосипед горный «Blue Bird». Снаряга: палатка в каримате на багажнике, штурмовой рюкзачок на спине.
Александр Воробьев – «серый кардинал» группы, умеющий все, но старательно это скрывающий. Его призывы к дисциплине были беззаботно проигнорированы группой. Увлечения: ралли, серфинг. Любитель приключений, экстремал по жизни. Велосипед: горный GT. Снаряга: велобаул на багажнике.
Наталья Гончарова, к Пушкину отношения не имеющая. Очаровательная особа, компанейская и волевая. В велопоходе впервые. Мудро ехала сзади: когда группа, заплутав, поворачивала обратно, она возглавляла ее. Хорошо подготовлена физически, хотя из спортивного прошлого помнит лишь музыкальную школу. Велосипед: Giant. Снаряга: велобаульчик.
Андрей и Анна Трояновские – пара энергичная, спокойная, чувствуется богатое туристическое прошлое. Андрей на всех спусках лидирует в группе. Велосипеды: Peguet и Merida. Снаряга: «велоштаны» у Андрея и велобаульчик у Ани.
Роман Воронин – личность совершенно колоритная и уникальная, «посылка с динамитом», ворчун и раздолбай, незлобливый и компанейский, со своеобразным юмором, оценить который можно только после некоторой адаптации. Хороший повар и «жрец». Именно благодаря ему мы не похудели. Способен поесть на 32 гривны, когда остальные наедались на 12. Постоянно стимулировал наш аппетит личным примером за столом. Пламенный борец с алкоголем в смысле его истребления. Источник постоянного легкого стресса и кладезь непечатных выражений. Мой напарник по палатке. Дополнительный штрих к портрету: дома у него, в Кущевке, живут 2 медведя, 2 енота, лиса, обезьяна, варан, павлин, ручная нутрия, говорящая сорока и т.п. Вело: Hоt Chile. Задний переключатель: Dеore. Этот узел был предметом особой гордости и беспокойства Ромы. Ночные шорохи, близость соседей по бивуаку, оставление великов у магазина – все это воспринималось как возможность «скрутить его Диору» Снаряга: коллекция «переметных» сумок и рюкзака на багажнике.
Я – Joker. О себе распространяться не буду: думаю это сделают другие. Вело: GT «Palomar» в штатной комплектации. Снаряга – «велоштаны», багажник и «штурмовой» рюкзачок.
1 мая. вечером, сняв передние колеса велосипедов и замотав все это в полиэтилен, садимся ввосьмером в один плацкартный вагон поезда «Кисловодск-Симферополь» на станции Ростов-Главный. Большая часть пассажиров вагона вышла в Ростове, и толпа на перроне набилась обратно в вагон. Мы с великами – в первых рядах. Этюд к сцене «Штурм Зимнего»!
Велики и рюкзаки укладываем на третьи полки. Проводница реагирует на все это обескуражено и обреченно. Пересиживаем набеги вымогателей в погонах 2-х стран на границе и ложимся спать.
2 мая, днем, приезжаем в Симфи. Снимок на вокзале: «все еще живы». Меняем деньги на «хохлобаксы» и катим к Ангарскому перевалу. Приятно отметить хорошую спортивную подготовку участников. У поселка Перевальное сворачиваем налево к Кизил-Кобинским пещерам. Я делаю крюк в 2 км за пивом и мы с Ромой догоняем группу. Вдоль дороги, прямо на асфальте, надписи на философски-жизнерадостную тему: «есть только один язык – язык сердца», «есть только одна нация – человечество». Словом, «Слава Солнцу, нет – Зиме».
На удобной площадке у ручья ставим палатки. Кольцом. В центре-поставленные друг к другу и состегнутые вместе велики. На велокомпьютере-32 км. Разжигаем костер и начинаем варить шулюм из купленной Ромой по дороге баранины, как оказалось- "пожилой": мясо варилось остаток вечера и всю ночь томилось над углями. Лишь к утру оно стало годно к жеванию. Ужинаем из рюкзачных запасов, гоняем чаи. Мы с Ромой выпиваем пиво («с почином!»). Остальные корчат трезвенников. Ложимся спать.
В 8.00, 3 мая, нас будит Лада. Она «жаворонок», то есть относится к тому типу людей, которые просыпаются раньше других и уверены, что остальные просто забыли сделать то же самое и им следует помочь. Но в первый день мы полны энтузиазма, выползаем из палаток. Правда не все: Посупонько, хорошо знакомый с привычками Лады, не спешит покидать свою уютную «норку».
Решаем, что в пещеры надо идти в 2 эшелона: кому-то же надо сторожить
лагерь и бдить Ромину Dеore. В первом эшелоне идут: Я, Рома, Саша и Наташа. Мы первые посетители в этот день и нам не мешают другие люди. Осматриваемся: так, ничего выдающегося. Кто был в Новоафонской пещере, вряд ли поразится. Уже на выходе из пещер нас пытается затолкнуть обратно поток входящих.
Добираемся до бивуака и выясняем, что остальные уже не хотят ни в какие пещеры. Едим шулюм (вкусно!), чай, колбаса, печенье. Снимаем лагерь и выезжаем. Начинается «тягун» к Ангарскому перевалу. Скорость местами падает до 7-9 км/час. За поворотом – поворот. Долго, однообразно, бесконечно, тяжело, тоскливо. И все время вверх. Наконец, перевальное седло (752 м), 47 км похода. Привал напротив поста украинского ГАИ с вывеской ДAI. Это же «дай»(или «дои!») и на бляхах у ментов. Откровенно и понятно. Для самых недогадливых. Ментов смущает наше присутствие и они пытаются своими придирками стимулировать наш отъезд.
Начинаем движение. Теперь не дорога: песня! Вниз! С ветерком! До поворота на Лучистое. В местной Харчевне заказываем плов и, пока он готовится, спешиваемся и идем на склоны Демерджи в Долину Приведений. 15 часов.
Зрелище впечатляет. Вечернее солнце прорисовывает глубокие тени меж фаллических столбов, башен, грибов и подчеркивает их размеры. Зрелище последствий атмосферной эрозии фантастическое. Там и сям «щелкаемся из фото-ружжа», как любит говорить Рома. Предвкушение плова подгоняет нас вниз и, через некоторое время, мы уже в Харчевне.
После еды едем к Алуште, закупив в Лучистом продукты. Дорога второстепенная, в хорошем состоянии и все время вниз. Не доезжая Алушты, разбиваем лагерь на насыпи, слева от дороги. Воды маловато, но ехать за ней никто не хочет. И ужин состоит из чая, бутербродов, консервов, печенья. 2 л пива и бутылка вина с благодарностью принимаются нашими желудками. Из стана трезвенников появились первые «перебежчики»: Саша и Наташа. Болтовня у костра до глубокой ночи. 63 км похода.
В 8.00, 4 мая – подъем и, так как воды нет, быстро снимаем лагерь и съезжаем в Алушту. Чуть не потерялись в улочках города. Находим подходящую столовую, набиваем утробы, разглядываем только что купленные карты Крыма и едем на пляж. По сообщениям местного радио, t воды в море +11оС, небольшое волнение. Но это никого не останавливает. Прыгаем с волнореза и плывем к берегу. Только Аня долго стоит у края волнореза и гипнотизирует воду. Спрашиваю, не помочь ли ей спрыгнуть? Она поспешно заявляет, что уж как-нибудь сама и бросается в воду. С трудом отрываем девушек от процесса загорания обещая, что еще будем купаться и загорать.
Едем вдоль береговой линии в сторону Ялты, но скоро начинаются заборы пансионатов и мы вынуждены подняться вверх, ехать по второстепенным дорогам до Партенита. Там небольшой привал. Объехав Аю-Даг с «тыла» по живописным петляющим лесным дорогам, приезжаем в Гурзуф.
Гурзуф - прелестный городок: узкие извилистые улочки, стекающие к побережью, 2-х–3-х этажные домики, кафе с 2-мя, 3-мя столиками, вынесенными на улицу. Для полного сходства с южно-итальянским городишком из фильмов о мафии, не хватает только бельевых веревок через улицы и истошных женских криков типа: «Джузеппе, Джузеппе,ты посмотри, что опять сделали наши дети!!!». Лада хочет, чтобы мы остановились в Гурзуфе: сходить на море, снять квартиру, принять душ, «чай, кофе, потанцевать»... Но мужчины намерены ехать до Никиты. Уже на выезде из Гурзуфа Лада дает волю досаде и гневу. Обиженной скороговоркой засыпает меня упреками. Но ни на планах группы, ни на внутреннем климате это не сказалось. Просто девчонки устали... Да и желание пощеголять морским загаром весной велико. Для сокращения времени выезжаем на основное шоссе и едем до поворота на Никиту.
По довольно крутому спуску съезжаем к ботаническому саду. Пытаемся снять жилье на ночь, но оказывается, что надо возвращаться и искать наверху. А вверх ехать совсем не хочется. Договариваюсь с водителем грузовика и за 30 гривен нас, вместе с великами и баулами, везут наверх. Приезжаем мимо группы байкеров, которые с недоумением смотрят, как мимо них проезжает наверх «ЗиЛ», набитый великами, баулами и людьми, имеющими наглость после этого считать себя байкерами. Но нам уже все равно: мы хотим есть, купаться, стираться, спать.
Удается снять квартиру у чудаковатого хозяина. Впрочем, мы ему, наверное, кажемся такими же. И, вдобавок, грязными и голодными. Он предлагает нам приготовить ужин (разумеется за дополнительную плату), но мы вежливо отказываемся и готовим сами. Снятое жилье представляет собой две комнаты коммуналки на 2-м этаже 2-х этажного дома . Эта квартира - соседа Хозяина, уехавшего на заработки. На первом этаже живет сам Хозяин с семьей. Впервые видим "Титан" - устройство, похожее на "буржуйку" для нагрева воды, которое топиться дровами. Подбрасываем дрова, купаемся по очереди. Но это слишком медлено. Хозяин, видя это, предлагает искупаться у него на 1-м этаже, чтобы успеть до отключения воды. Но просит сделать это незаметно, украдкой от его жены. Я тут же хватаю свое барахло, спускаюсь вниз и проскальзываю в ванную. Так же незаметно прокрадываюсь обратно. Объясняю Роме куда надо идти и правила конспирации. Он с вещами спускается вниз и оттуда кричит мне наверх: "В какую дверь?! Эту?! Или с почтовым ящиком?!" Блин!! ЭХ, Рома, Рома! С тобой только воровать ходить! Понятно, что мы с Ромой были последними посетителями душа на первом этаже. А Хозяин получил свое от супруги. Вечер завершается вином, пивом. Причем, небывалое дело, пиво не допивается и ставится в холодильник. После купания, еды все расслабились и быстро уснули.
Подъем 5 мая случился в 8.00. Перекусив наскоро, идем в ботанический сад вместе с Хозяином, который обещал показать «дыру в заборе», чтобы не платить деньги. Не то, чтобы эта сумма была огромна, а сама возможность "халявы" и элемент авантюризма, приключения толкают нас перелезть через забор. Точно лезем в чужой сад за яблоками. Ботанический сад уютен, ухожен, прекрасно выглядит. Это целый парковый комплекс, который мог бы служить украшением многих королевских и княжеских дворцов Европы. Большое впечатление производит оранжерея кактусов. Описывать ее бесполезно – надо смотреть. В полдень возвращаемся за вещами, великами и выдвигаемся в Ялту.
Дорога не трудная: плавные подъемы чередуются такими же спусками. Повороты, повороты. Едем, как всегда «строго как попало», то в кильватере, то парами, по желанию обгоняя друг друга. По дороге часто встречаются развилки. На одной из них, после поворота, теряем Рому. «Отряд не заметил потери бойца», так как строгого места в ордере ни у кого нет и не понятно: кто где. Бардак-с... Но весело и беззаботно!
На въезде в Ялту обнаруживаем «недостачу» участников. Саша возвращается на место «пропажи», но Роман уже в потерях. Как оказалось позже, он по объездной дороге изо всех сил жал на Мисхор, пытаясь нас догнать. Мы же несколько часов торчали на набережной Ялты, думая, что он приедет туда. В ближайшем спортмагазине мы раскупили все защитные щитки на рамы вместо передних крыльев. К тому времени уже 5 крыльев в группе отломались и мы ехали «бескрылыми».
Не дожидаясь Ромы, в 18 часов выдвигаемся на Мисхор. Встречные водители маршруток высовываются из окон:
– Вы откуда?
– Из Ростова!
– Вас в Мисхоре ждет один из ваших!
– Да уже знаем!
Популярность у Ромы в этих краях небывалая!
По «Солнечной тропе», длиной 8 км, шириной 1,5 м и петляющей на одном уровне среди деревьев, доезжаем до пансионата то ли Розы Люксембург, то ли Клары Цеткин. Тропа красива и совсем не утомительна. Жаль, что она закончилась!
Далее – по основной трассе и скоро уже у нижней станции «канатки». Привал. Покупка продуктов. Подъезжает Рома. Злость уже перекипела и его ожидают лишь вялые попреки, которые он парирует тем, что не знал планов на день и ему было известно лишь о ночевке в Мисхоре. Что ему все равно куда ехать, лишь бы на велике. И, вообще, у него «отец-тракторист», «мать-доярка» – что мы к нему пристали? Что на это скажешь? На окраине парка ставим палатки и, соблюдая светомаскировку, ужинаем.
Утром, 6 мая, где-то в 8.00 утра мы просыпаемся, вылезаем из палаток. Снимаем их и, частично, укладываем вещи в баулы. Андрею Посупонько не хочется лезть в холодную воду в это утро и он остается на бивуаке. А мы идем на пляж, где уже давно загорает Лада. Искупавшись и обсохнув, идем обратно. Собираем баулы. Последней приходит Лада с трагическим лицом: ее разлучают с морем. Едим быстрорастворимое «хрючево» из пакетиков, запиваем чаем и катим в Алупку – в Воронцовский дворец. Описывать его не буду; хватает путеводителей, фотоальбомов и т.п.
Плотно пообедав в Алупке, едем обратно к Мисхорской станции фуникулера. Заплатив по 20 гривен за себя и велик, поднимаемся на Ай-Петри.
А там... «Солнца не завезли». Серое небо. Моросит дождь. Промозгло. Утепляемся в меру своих предположений о предстоящем пути. Как окажется чуть позже, явно не достаточно. 26 км затяжного спуска по «серпантину» при дождике, температуре около 10 градусов и слабом встречном ветре, когда вся работа сводится к постоянному нажатию на тормоза, не слишком комфортные условия. Ноги промокают у всех: следовало бы надеть сверху обуви «бахилы» из полиэтиленовых пакетов и завязать их под коленями. Эта мысль приходит, когда уже не нужна.
Промокшую и замерзшую до костей Наташу одевают по дороге в дополнительные брюки. Сама она одеться не может: руки не слушаются. Лишь виновато смеется. На ее руки надевают шерстяные носки. И, в таком виде, она продолжает спуск. Аня выглядит не лучше: волосы намокли, лицо погрустнело, руки закоченели, и на кончике носа висит капля дождя. Все! Обнять и заплакать!
По мере спуска погода улучшается. Автомобили проезжают редко. Наконец, доехали до Большого Каньона. У торгующих здесь татар покупаю 300 гр. сухого красного вина. Становится теплее и веселее. Подъезжают остальные. Из «общака» выделяются деньги и покупается бутылка чачи. Немного вернувшись назад, находим лесную поляну и разливаем по кружкам чачу. Причем делают это все, кроме Посупонько и Лады. Они довольствуются чаем. Смутно подозреваю, что Лада с удовольствием примкнула бы к нам, но стесняется оставить Андрея в его трезвом одиночестве.
Ставим лагерь, разжигаем костер, натягиваем рядом веревку и сушим одежду, обувь. В итоге часть одежды усохла видимо так, что ее не нашли, часть – приобрела дополнительные отверстия для вентиляции. Готовим овсянку с изюмом, колбаса, консервы. Сашу и Рому окончательно «разбалбесило»: они съездили ночью за бутылкой горилки. «Уговорили» и ее. Всем тепло, весело. Гоняются чаи. Веселая болтовня. На попытку противоречить себе, Аня весело угрожает: «Сейчас полезу целоваться!» Ай да чача! Ложимся спать в 23.00, 185 км пути от Симфи.
Время подъема 7 мая не помню, но где-то 8.00-9.00 утра. Попив чая и оставив в лагере Андрея Трояновского, выдвигаемся в нашем порядке вверх по Б. Каньону. Здесь верховье р. Бельбек.
Замечу, что Крым поражает обилием не только природных зон и исторических памятников, но и названиями: реки Ангара, Кача, Бельбек, поселки Карабах, Крым, Сурб-Хач, Соколиное, Орлиное и т.п. Все это порождает разнообразные географические, исторические, эстетические ассоциации.
Продвигаемся по каньону вверх. Честно говоря, это название излишне громкое, таких каньонов, только безымянных на Кавказе полно. Вода холодная, по ощущениям градусов 10 и чистая. С голубым оттенком. В это время года здесь мелко – по колено. Течение медленное. Есть и глубокие впадины – в таких мы искупались. Дошли до, так называемых, «ванн молодости»: это в каменном русле реки вода вымыла корытообразные промоины. По преданию, купание здесь возвращает молодость. Но это так – «рекламная пауза». Летом искупаться здесь, видимо, приятно. А сейчас было не очень.
Омолодившись и, фрагментарно впавши в детство от холодной воды, вытираемся, одеваемся. Трое: Наташа, Лада, Саша решают продвинуться до начала каньона. Остальные, потеряв интерес, возвращаются в лагерь.
Собираемся, обедаем и в 16 часов в полном составе начинаем движение на Мангуп-Кале через Соколиное, Голубинку по хорошей асфальтовой дороге. За Нижней Голубинкой, по мостику, через Бельбек, сворачиваем влево на Новоульяновку. Мимо водохранилища по дороге берем «языков», чтобы не заблудиться. Едем по лесным грунтовым дорогам. Лада вырывается вперед. Входим в азарт и жмем за ней. Как всегда, хаотично. На лесных развалинах она уверенно выбирает направление. Так как она уже была в Крыму, надеюсь, что она знает куда ехать. Подъемы, спуски. "Дорога ложиться!" Съезжаем в Адым-Чокракскую долину. Возникают сомнения в правильности пути. Спрашиваем Ладу, а она отвечает, что не знает и, вообще, едет куда все: «Оглянусь – вы едете за мной, значит я еду верно!» Саша распекает нас за то что едем, не глядя на карту и призывает «привязаться к местности».
Разворачиваем уже изрядно потертую карту, пытаемся сориентироваться. Посупоненко идет на соседний холм и лезет на дерево для этой же цели. В результате обсуждения решили считать, что движемся верно и место «привязки» находится где-то тут. Еще около 40 мин подъема и мы у начала древней дороги на Мангуп-Кале.
История Мангуп-Кале достойна отдельного повествования и информацию о ней можно отыскать. Отмечу лишь, что М-К похож на большинство окрестных «гор»: небольшое плато (высотой 584 м над морем, менее 150 га), обрывающееся вертикальными сбросами высотой 30 - 60 м. Ниже этих скальных стен – относительно крутые лесистые склоны. Здесь размещалась столица древнего православного княжества Феодоро и в 13-15 веках объединявшего большую часть горного Крыма. Мангуп пал в 1475 г. под натиском турок. И теперь, сквозь века, он несет только руины своих стен, цитадели, свои заброшенные пещеры и родники чистой воды.
Хотя, насчет заброшенности я погорячился. На Мангупе теперь обитают «индейцы». Об этом – чуть ниже.
В этих местах существует легенда о «Мангупском мальчике». История эта звучит так.
Однажды, к контрольному сроку не вернулись трое друзей, решивших провести
свои выходные на Мангуп-Кале. Вышедшая на спасение группа обнаружила их палатку. В ней сидел в полубезумном состоянии и совершенно седой один из троицы и бормотал: «а он все плачет! Он все время плачет» Тела остальных были обнаружены под обрывами плато. Из дальнейших расспросов выяснилось, что ночью в непогоду ребята услышали недалеко от палатки плач 6-7-летнего ребенка. На зов из палатки он не шел. Тогда один из друзей вылез за ним и долго не возвращался. А мальчик все плакал...
Второй парень покинул палатку и отправился на поиски обоих. А мальчик продолжал плакать и ночь, и день...
Многие слышали этот плачь в ночную непогоду.
Говорят, что это призрак, то ли ребенка, не погребенного после страшной резни, устроенной турками, то ли наследника феодорского трона, проклятого отцом за переход в ислам под угрозой смерти. И что плач этот прекратится после рождения на Мангупе ребенка. Нам сказали, что в 2000 или 2001 гг. на М. был рожден ребенок.
Вот такая история.
Пока же мы, где верхом, где толкая, по известковой плите-дороге, хранящей следы древних повозок и усыпанной мелкими камешками, едущими под ногой, как шарики, мило остатков крепостных ворот, въезжаем на плато и ставим лагерь. Собираем дрова, приносим воду, готовим еду. Строим предположения, можно ли заехать сюда на машине.
Стемнело, еда кончилась, поэтому Рома пошел спать. Где-то недалеко играет флейта или кларнет – народа здесь полно. И тут из темноты слышим голос:
– Ребята, вы не киевляне?!
– Нет, ростовчане!
– А киевлян не встречали?
– Нет
– А индейцы не знаете где?
– ?!!
У нас замешательство. А из темноты выныривают девушка и парень с барабаном, обшитым мехом. Именно вид этого «шаманского» инструмента и удерживает нас от ерничанья и не делает их вопрос столь уж нелепым. «Вот те на, думаю, так и скальп снимут. Хоть и мало волос, но жалко».
Ребята просят разрешения обсушить барабан у костра, а то он «не звучит». Конечно же, мы разрешаем, пока воздух без томагавков. Даже предлагаем чаю. Эта пара уже «накатила» коньячку и с удовольствием рассказывает, что на Мангупе постоянно живут «индейцы». Это такие люди, что ушли от суеты и живут здесь – в месте особой энергетики. Средства к жизни добывают, собирая травы, мастеря поделки и продавая их внизу. Живут они в пещерах М.-Кале. А один из «индейцев» – Батарейкин из 55-й пещеры (Нумерация археологов) - особо продвинутая личность.
Из палатки высовывается Рома и просит их «спеть что-нибудь на барабане». Глеб и Есения отнекиваются, но постукивают немного. Позже провожаю их до родника. И, возвратясь, застаю наших, расползающихся по палаткам и обсуждающими необычный визит. В результате сходимся в предположении, что «индейцы» – это чудаки-«гуру» какого-то философского или религиозного течения. С этим ложимся спать.
Утром 8 мая разбиваемся по парам и осматриваем плато. Частично верхом, частично пешком. Захватывающее зрелище. Довольно много бивуаков. Едем с Ромой. Навстречу – две девицы. По глазам видно: «под мухой». Одежда очень экзотическая: афро-американский цветной вязаный берет, кришнаитские деревянные бусики, рубашка – распашонка, юбка до щиколоток (похоже, что из одного куска материи), напоминающая индийские кинофильмы.
– Девушки, мы правильно едем на 3-й палец?
– Не знаю... Курить есть?
– Нет.
– А... А ты откуда?
– Из Ростова.
– А...
Молчание.
– Курить есть?
– Нет
– А ты откуда?
Объезжаем их и едем, полагаясь на интуицию. Без часов, не прихватив с собой вело-компьютер и увлекшись, опаздываю по времени отъезда на полтора часа. Мне слегка пеняют на это. Но осмотр цитадели, развалин базилики, крепостных стен, пещер, всех «пальцев» Мангупа стоит того. Саша заявляет, что из-за моего опоздания мы уже не успеем попасть на Эски-Кермен, который находится рядом. Сожалею, что не настоял на его посещении. Как оказалось потом, время у нас было.
Но мы спускаемся в Хаджи-Сала из которого вид на М.-К. необычайно красив. Вдоль другой стороны долины идет такой же массив. Зрелище грандиозное.
Встречаем на дороге «барабанщиков» Глеба и Есению. Они опять «под газом». Спрашиваем, нашли ли они «индейцев». Нашли, отвечают они, и спросили:
– – А почему вас называют «индейцами»?
– – Да мы не индейцы. Мы просто
нормальные наркоманы. А Батарейкин, из 55-й, заболел паранойей и «подсел
на винт».
Или наоборот.
Обедаем в татарской харчевне средне-азиатского типа. Вкусно. Мы с Романом поглощаем двойные порции и, положив пузо на руль, катим в Бахчисарай по хорошей асфальтовой дороге. Дорога имеет общий уклон на север, и мы особо не напрягаемся. Проезжаем мимо горных ландшафтов. Все это довольно красиво.
В Бахчисарае останавливаемся в туристическом приюте «Привал». Комнаты на 3-х человек. 15 гривен в сутки плюс еще 3 гривны – за хранение велика и посещение душа. Если будем готовить – еще... Мы заверили, что готовить не будем. Так: сок, бутерброды, печенье.
Купаемся, стираемся, на газовой горелке, прямо в номере, кипятим воду. Овсянка быстрого приготовления, колбаса, чай, пиво, вино.
Утром, 9 мая, легко завтракаем и, оставив багаж в номерах, едем на ж.д. вокзал - узнать расписание поездов и электричек. Но ничего подходящего не находим. Второй завтрак происходит в кафе. Выезжаем к Успенскому монастырю.
Необычно. Основные помещения вырублены в скале, а снаружи пристроены
лестницы, стены, башенка. Осматриваем все это и едем на Чуфут-Кале. Скоро приходится толкать велики в гору. Слышу как рядом нарочито громко кто-то говорит: «Что за прикол, толкать велики вверх, чтобы потом по камням на них съехать?!» Заваливаем на Чуфут-Кале и часа 2-3 осматриваем. Ч.-К. также как и Мангуп-Кале, находится на маленьком плато с отвесными стенами. Но на Ч.-К. нет воды, размеры поменьше. Чуфут - кале штурмом не брали, да и жители - караимы покинули город в середине 19 века, поэтому постройки и пещеры довольно хорошо сохранились. Ч - К хорошо описан в путеводителях и я не хочу на нем останавливаться подробно.
С плато Ч.-К. спускаемся на великах, прыгая по камням. По долине вверх, через караимское кладбище выезжаем на дорогу-тропу к Тепе-Кермену. За малым не проскакиваем поворот, так как вместо указателя – надпись «Тепе-Кермен», выложенная камнями на обочине.
Сквозь лес подъезжаем к подножию Тепе-Кермена. Оставляем велики и забираемся наверх пешком. Знакомая картина: пещеры, вырубленные в скале, правда, иногда, 2-х и 3-х «комнатные», с «лежанками». Обзор великолепный: от Научного до Ай-Петри, половина Качинского каньона. Снимки на память и снова вниз – в долину реки Кача в Кудрино, Предущельное и, далее, в Бахчисарай.
Возвращаемся в «привал», ужинаем, пиво, вино. С Днем Победы!
10 мая начинается по мере нашего подъема. Легкий перекус. Идем в Ханский дворец. Отойдя метров 100 от тур. приюта видим ошеломительную фигуру: на другой стороне ущелья высится гигантская, метров 50 высотой, каменная «баба». Таких, только меньших размеров, много оставили по донским степям скифы. Я не взял фотоаппарат и решаю сфотографировать это по возвращении. Но в обед солнце спустилось и та игра теней, что отрисовывала фигуру в 9:00, прекратилась. Просто каменный утес.
Ханский дворец впечатления на меня не произвел: слишком отличается он от виденных мной ранее. Нет монументальности и величия. Так: серия беседок с фонтанчиками. Для объективности надо заметить, что дворец несколько раз бездарно реконструировался, неуклюже восстанавливался. Да и понятие о дворце на Востоке иное: это должен быть уголок райского сада с фонтанами, зеленью, птицами и прелестными гуриями.
В 14 часов обедаем и выезжаем в Симфи втроем: я, Лада, Посупонько. Адлерцы и Рома решили ехать электричкой. Саша и Наташа тоже. По дороге, километров через 15, встречаем Рому, Аню и Андрея – они опоздали на поезд. Теперь едем вшестером. В Симфи на вокзале встречаем Сашу и Наташу. Мы снова в полном составе. Но это в последний раз.
Я, Рома, Посупонько и Лада решаем остаться еще на сутки, чтобы доехать в Ростов на прямом поезде. Адлерцы же и Наташа с Сашей рвутся домой. Желаем им счастливого пути. Впереди у них будут пересадки.О своей дороге, думаю, они напишут сами. А мы снимаем жилье на ночь у привокзальной дамы неопределенного возраста со следами пристрастия к алкоголю на лице.
Утром 11 мая завтрак затягивается так, что под угрозой оказывается поездка в Севастополь на электричке. Лада открыто нервничает. Это передается и мне. Рома с Андреем невозмутимо доедают. Наши с Ладой нервы не выдерживают, мы выдвигаемся на вокзал вдвоем и решаем ехать даже без них. Сдав велорюкзак в камеру хранения и купив 2 билета, выезжаем на перон. Туда, только что, влетели Рома с Андреем. Билетов на велики я не брал, так как они весят менее разрешенных 32 кг, а колеса мы снимем. Но не тут то было. Электричка была "комфортабельной" с проводницами в каждом вагоне. Нас с Ладой не пускают: требуют билеты на велосипеды и запрещают садиться в вагон более 2-х велосипедистов. С "боями" и уговорами , "отстегнув на лапу" за велики и за порваные на проводнице колготки (не ухмыляйтесь - ничего "такого") размещаемся в вагоне. Через 2 часа мы - в Севастополе.
Прокатились по набережной, посетили музей Черноморского Флота, севастопольскую панораму. Правда, на Сапун-Гору приехали уже после закрытия диарамы. Обратно – на вокзал и в Симфи. Там еще 2 часа ожидания и садимся в поезд.
В вагоне встречаем еще одну группу ростовчан – Денис, Валера, Ира. Они тоже на великах катались по Крыму, но по Восточному. Размещаемся в вагоне. Ложимся спать.
Завтра вечером будем дома.
Анализируя поездку, хочется отметить:
1. Хорошую физическую, техническую подготовку, психологическую
совместимость участников, достаточные походные навыки;
2. Хорошую техническую базу: велосипеды, палатки, экипировка участников;
3. В большинстве своем хорошие погодные условия.
Вместе с тем необходимо признать:
1. Отсутствие дисциплины, что привело к сокращению маршрута, хотя и
позволяло выспаться и неторопливо собраться.
2. Отсутствие четкого плана на каждый день и, как апофеоз, не знание
участниками маршрута движения даже на текущий день.
3. Рискованность некоторых трюков на дорогах, способных сделать группу
аварийной: встал бы вопрос об эвакуации пострадавшего, его вещей и велика, срыву поездки.
4. Не оговаривались действия в случае разъединения группы.
В менее благоприятных погодных условиях эти факторы могли бы стать совсем
не забавными.
JOKER Май 2002